Вяземский пряник. История.

Вяземские пряники

05 Ноября 2020

Вяземский пряник известен на Руси с XVII века. Краевед и исследователь смоленщины И.П. Виноградов в книге об истории города Вязьмы, пишет о пряничной традиции и указывает, что слово "пряничник" в связке с первым упоминанием о знаменитом лакомстве встречается в писцовой книге города от 1646 г. 

Вязимек, как называли свой пряник вязьмичи, считался лучшим в Империи. В народе гуляла поговорка: "Вязьма в пряниках увязла". А уж народная молва давала самую меткую оценку любого товара.  

 

Самобытность вяземского пряника

 

Пряники издавна были любимым лакомством на Руси. Но вяземского красавца готовили из особого заварного теста и самых разных сортов. Были пряники медовые и сахарные, готовили сусляные и фигурные пряники. Особенно славились пряники печатные с надписью "Вяз". 

 

Доска пряничная двусторонняя "Рыбка. Пряник вяземский".

Доска пряничная двусторонняя "Рыбка. Пряник вяземский".

Россия, Ростов. Первая половина XIX в. (верхнее изображение зеркальное).

Изображение доски взято из книги Ирины Зубец "Пряничные доски из собрания Государственного музея-заповедника "Ростовский кремль" 

Кирпичик вяземского пряника был узнаваем издалека именно из-за характерной прямоугольной формы. Готовили его с вкуснейшей фруктовой прослойкой, для приготовления которой использовали пастилу, мармелад или цукаты. 

 

Развитие пряничного дела

 

Пряничное производство развивалось в Вязьме очень бурно. Так, к 1850 году в городе работали 8 фабрик. Это были крупные производства, которые в год выпускали более 50 тонн продукции. Для сравнения на современном российском рынке в 2017 г. было продано 201,5 тыс. тонн пряничной продукции. 

Если рассмотреть все аспекты современного производства (автоматизация, доставка сырья, количество рабочих мест и т.д.) и вспомнить, что в XIX веке использовали ручной труд, то думается, что объем выпускаемой продукции был большой.  

Собственниками пряничных мануфактур были богатые купеческие семьи. Каждый клан имел свой фирменный рецепт выпечки сладкого чуда. Секрет тщательно сохраняли и передавали по наследству, как самую дорогую реликвию. Легенды рассказывают, что главными хранителями особого фирменного рецепта были члены древнейшей купеческой семьи Сабельниковых. Они передавали драгоценные записи из поколения в поколение. 

Продукция знаменитой фабрики пользовалась спрос и у простолюдинов, и у представителей знати. Рассказывают, что Светлейший князь Потемкин был охоч до вяземского пряника и даже потчевал печатным лакомством великую императрицу российскую Екатерину II.  

Торговали сладкой сдобой во многих городах и весях российских. В магазинах купца Елисеева в Москве и Северной столице всегда в продаже были чудо-пряники. Товар был экспортным и даже поставлялся ко двору английской королевы. 

В Вязьме и по сей день ходят легенды, что только французы не оценили вкус знаменитого лакомства. Якобы, не нравился вяземский пряник французам, потому что убегая из России, Наполеон был обижен не только русским морозом – воеводой, но и знаменитым пряником и ходила в народе поговорка "Вяземский пряник у Наполеона в зубах завяз".

 

пряничная доска наборная

Доска пряничная наборная "Сестре. Брату. Вяз"

Россия, Ростов. Первая половина XIX в. (изображение зеркальное).

Использовалась для одновременной формовки 16 мелких пряников.

Изображение доски взято из книги Ирины Зубец "Пряничные доски из собрания Государственного музея-заповедника "Ростовский кремль" 

 

Размер не имеет значения

 

Вяземские мастера готовили пряники разных размеров. Пряничные изделия купца Сабельникова хоть и были маленькими, не больше современной спичечной коробки, но ценились за изумительный вкус. Стоила "вкуснятина" аж полтора рубля за фунт, а вот другие пряники можно было купить по 4 коп. за фунт.  Не правда ли, впечатляет!

Конечно, выпекались на знаменитой фабрике и большие подарочные пряники с необычайно запоминающимся орнаментом. Такие сладкие подарки были очень распространены и ценились особо. Их с двух сторон покрывали орнаментом и наносили памятные надписи. В краеведческом музее города Смоленска хранятся вяземские пряничные доски. Формы украшены орнаментом. На одной из досок есть такие надписи: с одной стороны "Друг мой месяц золотой", а с другой изображен древний символ города – рак и сокращенное название пряника. 

Пожалуй, самый известный подарочный вяземский пряник огромного размера весом в 16 кг преподнесли вяземские купцы государю в 1913 году на праздновании трехсотлетия дома Романовых. 

 

Утерянный секрет

 

Революционный переворот 1917 года повлиял и на развитие пряничного производства. Фабрику Сабельниковых закрыли, а знаменитый рецепт был утерян. 

Неоднократно пытались советские кулинары восстановить производство знаменитого вяземского пряника. 

Впервые такая попытка была сделана в 1925 году. Но назвать продукцию "вяземским пряником" мало, нужно и тесто готовить по старинным рецептам. А они, казалось, были утрачены навсегда.  Были собраны печатные доски вяземского пряника, использовались орнаменты, сделанные по мотивам старинных форм. Но если внешний вид еще можно вернуть, то без знания фирменного рецепта приготовления пряничного теста нельзя приготовить знаменитый пряник.

И вот, ценная находка! В 1978 году в сундуке умершей в Вязьме женщины были найдены рецепты пряников. Впоследствии удалось выяснить, что она потомок повара Прохора, который когда-то трудился на пряничной фабрике купца Сабельникова. Рецепты попали в производственный отдел Вяземского хлебокомбината. Их переработали и адаптировали к современным условиям и наладили выпуск сладкой продукции. Конечно, это очень вкусно, но мы никогда не узнаем насколько современный вяземский пряник повторяет вкус знаменитого предка.  

 

Литературное наследие вяземского пряника

 

Слава о вяземском прянике нашла отражение во многих литературных произведениях и это тоже свидетельствует об особом неповторимом вкусе продукта. 

Ведь тогда еще не было интернета и вирусной рекламы, а включалось в произведение описание пряника от всей души. 

В "Толковом словаре живого русского языка" В. И. Даля при определении слова "слава" использует образ вяземского пряника и он пишет: "В былое время славились вяземские пряники, да еще калужское тесто".

Читая переписку А. С. Пушкина и князя П. А. Вяземского, мы опять наталкиваемся на знаменитый образ. Так начинает Александр Сергеевич письмо другу: "Ангел мой Вяземской… пряник мой Вяземской!" Звучные и добрые слова, их рождение было бы невозможно без уважения к князю, дорогом другу, и любви к сладкому лакомству. 

Пушкин довольно часто обращается в творчестве к образу знаменитого пряника.

Помните "Сказку о рыбаке и рыбке"? Вот и представьте, видит старик, что сидит его старуха, ей наливают заморские вина и ест она пряник печатный.  

А вот идиллическая картинка в стихах поэта Сергея Таска:

"За окошком идиллия, куры сидят на насестах,

и бездумная мысль упреждает понятия штамп,

речь о вяземских пряниках и о московских невестах

иль о белом стихе, что заменит когда-нибудь ямб."

Во многих известнейших произведениях русских писателей XIX и начала ХХ века и в мемуарах встречаются слова ностальгии о вяземском прянике.  В. Ф. Ходасевич пишет, вспоминая в стихах о детстве:

"Она не знала сказок

и не пела,

Зато всегда хранила

для меня

В заветном сундуке,

Обитом жестью белой,

То пряник вяземский,

То мятного коня".

В романе "Пшеница и плевелы" Б. А. Садовский воссоздает быт дореволюционной России и с любовью описывает торговлю на Макарьевской ярмарке. Картины в произведении выписаны с таким талантом, что так мы так и слышим: "Пряники тульские, вяземские, тверские! На имбире, на малине, на мяте, на цукате!" и мысленно видим многоголосую ярмарочную толпу, обоняем чудесный миндальный запах свежеиспеченного вяземского пряника и чувствуем на кончике языка необыкновенно изысканный вкус. 

Можно долго перечислять произведения, читая которые, так и хочется налить кружку крепкого сладкого чая да и выпить вприкуску с ароматным вяземским пряником. Это и повесть "Степь" А.П. Чехова, и произведение "Истории одного города" М.Е. Салтыкова-Щедрина, и повесть К. А. Федина "Анна Тимофеевна".  

Остается только удивляться, как по существу обыкновенный продукт питания может стать таким ярким и запоминающимся атрибутом российским и будить патриотические чувства. 

В газете "Красная звезда" от 25 января 1942 года, Илья Эренбург писал, что бойцы даже в это тяжелое время шутили, что скоро фрицы вяземские пряники попробуют.

 

Вяземский пряник – символ российской самобытности

 

Российская самобытность и традиция национальной еды тесно взаимосвязаны. Особенно важными эти вопросы является в условиях многонациональности Российской Федерации. Конечно, важно жить в мире и взаимоуважении со всеми народами и народностями, населяющими Россию. Но знание и уважение традиций россиян других национальностей, не исключает уважение к собственной русской культуре. 

Пряничная вяземская традиции важный аспект самобытной российской культуры.  Вяземский пряник, воспетый в классической русской литературе и фольклоре, может и должен занимать почетное место в кулинарном российском наследии и на столах россиян.

Вернуться к списку публикаций

Комментарии 0
Комментарии ВК
Другие статьи
Здесь еще никто не оставлял комментарии. Вы можете быть первым!

Нажимая на кнопку «Отправить» вы принимаете условия Публичной оферты.

Заказ в один клик

Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен и согласен с условиями публичной оферты и политики конфиденциальности.