Пряничный бум в России XVIII – XIX века прокатился по всей территории империи. В городах, городках, местечках, селах и деревнях – везде разносился сладко ванильный аромат свеженького, только что из печи, пряника.
Не отставала от других мест и древняя Тверь. Мастера вырезали такие формы – доски, что их пряники отличались особой грацией.
Пряник из Тверской губернии считался изысканным лакомством и был известен далеко за пределами России. Лакомство ценила и просвещенная Европа за абсолютную белизну теста, бесподобный вкус и оригинальное оформление.
Развитие пряничного промысла в Тверской губернии
Неизвестно, когда именно пряничный промысел пришел на тверскую землю, но уже в конце XVII века монахи Ниловой пустоши закупали в Осташкове пряники к Рождеству.
Этот факт дает основания предполагать, что уже в это время в городе не просто пекли пряники, а пекли именно на продажу.
Документально подтверждено, что к концу XVIII века в Твери и других городах губернии были пряничные мануфактуры. К 1846 году таких заведений в губернии было уже более тридцати и каждая из них специализировалась на разных видах сладкой продукции. Тверские мастера выпекали медовые пряники и изделия с патокой, было также 3 мастерские, где выпекали сахарные пряники. Сахарные пряники пекли и в Красном Холме.
В Ржеве мастера пекли только медовые пряники.
Самым "прянично урожайным" в Тверской губернии был Торжок. В городке было 7 пряничных мануфактур, которые выпускали в год более 6700 пудов пряников. Только представьте, по современным меркам около 110 тонн продукции в год. Впечатляет?
Мастера из Торжка добавляли в тесто перец и кардамон. Их продукция была необычной на вкус и ценилась особо.
Тверские мастера были новаторами. На мануфактурах экспериментировали с различными пряностями. Конечно, как и везде сдобное пряничное тесто готовили на меду, патоке или сахаре, но каждый мастер старался сделать свой пряник неповторимым и добавляли в тесто анис, перец, кардамон, мяту, миндаль, изюм и др. добавки.
Пряники выпекали из белого и шоколадного теста, покрывали цветной глазурью, наносили красивый орнамент.
В особых случаях мастера в глазурь добавляли кусочки сусального золота, пряники так и назывались «сусальные». Такие пряники были подлинными произведениями народного творчества.
Тверская пряничная доска
Русский печатный пряник отличался красотой орнамента и оригинальностью картинки, поэтому так ценились хорошие мастера пряничной доски.
У тверичей, мастеров – резчиков, была "набита" рука на резьбу тонких стилистических узоров и целых картин с теремами и фантастическими растениями, рыбами и птицами.
Сложные узоры для резьбы рисовали иконописцы, а умелые руки тверских мастеров резали печатные доски и доводили их до совершенства.
В краеведческом музее города Калязина, собраны пряничные доски для тверского пряника. Сюжеты этих шедевры удивляют красотой и точностью резных линий.
Печатные доски смело можно отнести к прикладному народному изобразительному искусству. Исследователь и основоположник науки о народном изобразительном искусстве, В.С. Воронова в своей книге "Крестьянское искусство" разработал классификацию пряничных досок, разделив их на пять типов. Он дал и подробное описание каждого из типов, и названия, говорящие сами за себя. Пряничные формы – доски получили названия: штучные, фигурные, почетные, наборные, городские.
Особым спросом пользовались изделия не просто с изображением животного или рыбы, а именно в их форме.
В Осташкове пекли пряники в виде медведя или коня. Встречались пряник – кукла или ветка сливы. Выпекались в Тверской губернии огромный сахарный пряник в виде стерляди, "петушки – золотые гребешки", сладкие вкусные сосульки, округлые прянички – лепешки и т. д.
Популярны были тверские пряники с военными сюжетами. Изображение генерала на коне со звездами и крестами на груди нравилось и простому люду и знати. В стихах Некрасова есть такие строки:
"— А генералов надобно? —
Спросил их купчик — выжига.
«И генералов дай!
Да только ты по совести,
Чтоб были настоящие —
Потолще, погрозней…
…Давай больших, осанистых,
Грудь с гору, глаз навыкате,
Да чтобы больше звезд!"
Тверской пряник в народной традиции
Пряник на Руси всегда был угощением особым, с намеком и моралью. Сладкое лакомство было важным атрибутом мирской жизни россиян.
Пряник был обязателен на праздничном и поминальном столе. Наши предки наделяли сладкую сдобу магическими свойствами и свято верили в волшебство маленького кусочка выпеченного теста.
Особо ценились именные пряники, их преподносили знатным особам к именинам и памятным датам.
В Тверской губернии существовал обычай, по которому через три дня после сговора подружки невесты шли в дом жениха в сопровождении парней за пряниками. А вечером, накануне свадьбы, будущий муж отправлял отца к суженой "с гостинцами и пряниками" для девичника.
Тверские мастера выпекали большие именные пряники, фигурные ковриги, маленькие четырехугольные прянички, которые продавали на вес – "пряничный горох".
Известен случай, когда на свадьбу везли пряник на двух телегах. Чудо – пряник внесли в избу на снятой двери, да так и подавали его на праздничный стол.
Интересный обычай празднования Масленицы молодоженами тоже тесно связан с пряником. Принято было ходить к родственникам на посиделки, которые назывались "пряники". Хозяева подавали гостям очень большой пряник, серединку вырезали и вкушали со сладким чаем, а через оставшуюся пряничную рамку молодожены должны были поцеловаться, чтобы их совместная жизнь была сладкой "как промеж пряников".
Пряничные династии
Пряничный промысел чаще всего был семейным. Много пряничных династий было и в Тверской губернии. До наших дней дошла слава о знаменитых пряничниках Уткиных. Известно, что пряничное дело начинал Игнатий Уткин, который в 1717 году торговал вяземскими пряниками. Но уже 1867 году, потомки Игнатия, братья А.П. и В.П. Уткины были награждены за хорошие и дешевые пряники собственного производства. А в 1876 году на международной выставке в Филадельфии представитель династии получил бронзовую медаль "за разнообразие сортов пряника и оригинальность ".
Известны и другие династии мастеров – пряничников: Нечаевы в Твери, И.С. Ловягин-Симонов в Ржеве, шесть хозяев в Торжке, П. Солов и И. Раско в Калязине. Потомки прославленных пряничных династий бережно хранили память о семейном деле, а кое –где даже рецепты и резные доски – формы.
Сейчас эти артефакты можно увидеть в краеведческих музеях Тверской области.