Городецкий пряник, история возникновения и развития народного промысла
Печатный пряник – неотъемлемая часть русской кулинарной традиции. Одно из мест, где творили свои шедевры пряничные мастера – село Городец Нижегородской губернии.
Михаил Петрович Званцев, искусствовед и исследователь народного творчества, в своей работе "Домовая резьба" осветил некоторые аспекты художественного оформления сладкого деликатеса. Он изучал и описывал приемы городецких резчиков, которые создавали настоящие произведения искусства.
С некоторыми их этих шедевров можно ознакомиться в экспозиции Музея художественных промыслов Нижегородской области. Благодаря стараниям заведующей Музеем Н. В. Панфиловой и историка О. Н. Лебедевой собрана большая коллекция досок, которые использовались для изготовления городецкого печатного пряника, множество письменных источников, рассказывающих о развитие пряничного дела.
Так, точно известно, что изготовление печатного лакомства на продажу начинается в XVIII века. В это время пряничное дело активно развивается во многих российских городах, в том числе и в Городце, где создается большое количество пряничных мануфактур.
Мастера пряничных досок
Городецкий печатный пряник самобытен. Пряничники, выпекая свои кулинарные шедевры, очень старались красиво и необычно оформить свои пряники. Хорошие мастера – резчики ценились среди производителей пряника. Они создавали оригинальные мотивы пряничных форм, вырезали памятные надписи и даже указывали свои имена. В экспозиции Московского Исторического музея представлена большая коллекция пряничных досок.
Вот некоторые надписи на экспонатах - "1763 ГОДУ ИЮНЯ СЕДЕСЕТЬ ДНЯ ЭТО ДОСКУ РЕЗАЛ ГОРОТЗАНИНЪ ПЕТРЪ МАРКОВЪ СНЪ ПРЯНИКОВ СЕI ПРЯН"1"766 ГОДУ ЕНВАРА 2 ДНЯ СИЯ ДОСКА ГОРОТЧАНИНА ИИ","1778 1 Д МЕСЕЦА МАРТА ПЯТОГО ДНЯ СИ ДОСКУ РИСОВАЛ МАТВЕИ ВОРОШИ".
Исследовательница традиций прикладного пряничного промысла, Ю. С. Черняховская, в очерке "Город-пряник", рассказывает о мастере – резчике Матвее Ворошином. Изучая его работы и сравнивая манеру резьбы с работами других городецких умельцев, она пришла к выводу, что Матвей Ворошин жил и работал в Городце. Цветное фото одной из работ мастера впечатляет. На фотографии доска с надписью крупными буквами: "1776 ГОДУ МЕСЕЦА АПРЕЛЯ ДЕВЯТОВА ДНЯ СИЮ ДОСКУ РИСОВАЛЪ МАТВЕИ ВОРОШИНЪ А СИЯ ДОСКА ПЕТРА КУДРИНА СЕИ".
Развитие пряничного производства в Городце и его предпосылки
К концу XVIII века Городец стал центром пряничного дела в Нижегородской области. Пряничные мануфактуры появлялись, как грибы после дождя и к середине XIX века их развитие достигло впечатляющих результатов. Так, судя по печатным источникам, к 1861 году сладкой продукции было произведено почти на 27 тыс. руб. серебром.
Этапы развития мануфактур отчетливо прослеживаются в письменных финансовых документах. Так, изучая данные в Книгах по сбору денег на городецком базаре за различные годы сделать выводы о приросте пряничных лавок и появлении фамильных династий мастеров печатного пряника.
Рост пряничных мануфактур положительно влиял на развитие промышленности смежных областей. В 1859 г. в Городце открылись два картофелепаточных завода, где работали 16 рабочих. Они производили около 2,2 тыс. пудов патоки в год.
Выпечка и продажа вкусной кулинарии было делом выгодным. Существовали целые семейные кланы, которые специализировались на изготовлении вкусного печатного лакомства и вкладывали капитал в модернизацию пряничных пекарен.
Хлебная торговля, как предпосылка развития пряничного дела
Важнейшей предпосылкой активного развития пряничного производства было увеличение количества хлебной торговли в Городце. Так в архивных документах найдены записи за 1862 г., что за год через городецкую пристань прошло хлебов на астрономическую по тем временам сумму. 220 тыс. рублей серебром. Неудивительно, что изготовление и торговля печатным деликатесом приняла в губернии такое развитие. К середине XIX века в Городце было более 15 пряничных мануфактур, а в 50-х годах стали появляться новые пряничные производства в других деревнях.
Нижегородская ярмарка
Второй предпосылкой бума пряничной промышленности была близость Нижнего Новгорода и знаменитая нижегородская ярмарка. Именно на вторую половину XIX века приходится пик популярности ярмарочной торговли в Нижнем. На шумное торговое действо съезжались и русские купцы, и заграничные. И, конечно же, городецкие мастера со своим товаром быстро получили международное признание. Об этом много писал исследователь народных промыслов Д. В. Прокопьев: "городецкие пряники увозили "по всей Руси великой" и на восток по Волге, и на север для обмена лакомства на меха".
Пряничные мануфактуры
Самыми известными мануфактурами XIX века в Городце были семейные предприятия С. А. Глазунова и М. П. Бахарева. Глазунов нанимал работников и выпекал почти 4000 пудов пряников в год. В Книге по сбору денег за 1830 г. упоминается и отец предпринимателя, Андрей Глазунов, и его родственники Иван и Василий Глазуновы. В конце XIX века активно развивал свое дело пряничник М. П. Бахарев. Как пишет Н. В. Панфилова, эта мануфактура была крупнейшей в Городце. Основанная в 1840 г., она просуществовала до начала XX века. Наемные рабочие трудились по 10–12 часов, получая 50 -75 коп. в день. Ассортимент выпускаемой продукции был очень широк. Сын М. П. Бахарева, Александр, значительно расширил производство.
Известной пряничной династией была семья староверов Беляевых. Благодаря письменным источникам известно, что Беляевы торговали с. 1804 г. в Книгах есть упоминание о пряничнике Михаиле Беляевом, а в 1830 г. есть записи о Максиме и Алексее Беляевых.
Записи дают все основания предположить, что пряничное производство было прибыльным и собственники вкладывали капитал в его развитие.
Обустройство пряничной пекарни
Городецкие мастера выпекали самые различные виды пряников, разных размеров, оформления, с фруктовыми начинками, сахарные и медовые, обливные, сиропные.
В пекарне было все для выпечки этого разнообразия. Обязательным атрибутом была русская печь, стояли столы, на которых и свершалось таинство превращения куска обыкновенного теста в шедевр, деревянные кадки для замеса, доски – формы. Хорошие доски очень ценились, при правильном содержании они могли служить долго и передавались от отца к сыну, как самое дорогое наследство.
Производство печатных пряников модернизировалось и владельцы мануфактур стремились удешевить свою продукцию. Так в "Нижегородских губернских ведомостях" за 1896 год, можно прочесть интереснейшую информацию о том, что городецкие пряники нынче пекут на патоке и сахаре, вместе дорогого меда. Поучительно, правда?
Мастера пряничники – староверы?
Внимательное изучение письменных источников позволяет выдвинуть версию, что многие семьи пряничных дел мастеров были староверами. Сравнение фамилий пряничников в базарных книгах 1804 и 1830 гг. и списки старообрядцев в селе Городец имеет так много совпадений, что не могли быть случайными. В источниках встречаются фамилии Бахаревых и Синцовых. Староверами были династии Гуняковых, Лемеховых, Щербаковых. Логично предположить, что именно староверы привнесли сладкий пряничный промысел в Городец. Конечно, предположение требует изучения. А его подтверждение важно для разрешения вопроса о связи распространения пряничного дела в Центральной России и возникновением этого промысла в Городце.
Торговля городецким пряником
Середина XIX века знаменита бумом пряничного бизнеса. Торговля сладким продуктом и его выпечка быстро распространялась по городам и весям российским, в том числе и в Нижегородской губернии. В путеводители братьев Чернецовых 1838 года, красочно описано изготовление и бойкая торговля сладким лакомством по базарным дням в Городце.
Пряничники вовсю старались, чтобы угодить самым придирчивым покупателям своим товаром. Пряники продавали на вес, но был и штучный товар, пользовались спросом и гиганты до пуда весом. Вкусный товар городецких пряничников был нарасхват. Слава о городецких мастерах шагнула далеко за пределы не только губернии, но и государства российского.
Н. П. Боголюбов в путеводителе "Волга от Твери до Астрахани" за 1862 год пишет: "Городецкие жители занимаются … печением пряников, которые славятся по всему Поволжью и Восточной России и расходятся в Пермскую, Оренбургскую губернии и даже на Дон".
Просматривая печатные издания за 1895 год, можно только удивляться разнообразию выпечки и разнице в цене.
Ежегодно пряничные пекарни расходовали более 500 пудов пшеничной муки, большое количество патоки и меда, почти 40 пудов изюма и около 10 пудов варенья. Стоили эти кулинарные лакомства от 9 коп. за кг, самые дорогие фруктовые, аж по 42 коп.
Пряники продавались на любой достаток, и побогаче, и победнее, и попроще, и с претензией. Да и отзывы об этом продукте встречались тоже разные. Так, А. П. Мельников в очерках о Нижегородской ярмарке приводит негативную оценку продукции городецких пряничников. Вот высказывание коллекционера-антиквара П. И. Щукина: В Пряничном ряду … продаются дешевые городецкие пряники, похожие вкусом и видом на мыло…".
Изучая письменные источники о городецком лакомстве, смело можно сказать, что все повторяется испокон века и до наших дней. И конкуренты, которые стремились очернить товар, и мелкие собственники – кустари, у которых просто не было средств для изготовления качественного товара, а семью надо было кормить. Вот и шла нечистоплотная торговля. Ну, чем не контрафакт.
В то же время, продукция городецких пряничных мануфактур демонстрировалась на Нижегородской выставке в 1885 году. Пряники Бахарева были отмечены наградой от Великого Князя и почетным отзывом от организаторов выставки. Не думаю, что комиссия отметила продукцию прославленного пряничника просто так. И уж тем более слава о городецком прянике не дошла до наших дней, будь эта продукция некачественная.
Печатный подарок
Печатные пряники дарили на именины, дни рождения, юбилеи и т.д. Для особо торжественных случаев заказывали доски для печати одного единственного подарочного пряника. Эта традиция просуществовала почти до начала прошлого века.
Вот как пишет Н. В. Панфилова об обычае подношения городецкого пряника. Одна из досок для торжественного подношения выставлена в экспозиции Нижегородского Музея истории художественных промыслов. Размер доски 65,5 см х 67 см, на ней которой красуется надпись: " В ПАМЯТЬ ПОСЕЩЕНИЯ ГОРО. БАЛАХНЫ 1885" и "ПРЯНИЧ. ЗАВОД АЛ. БАХАРЕВА В СЕЛЕ ГОРОДЦЕ".
Князю преподнесли два городецких пряника весом 1 пуд 21 фунт и 29 фунтов".
В музее хранится и резное деревянное блюдо, на котором преподносили дар Великому князю, с изображением царской короны, инициалами "ВМ" и датой "1885". По краю блюда можно прочесть: "Его Императорскому высочеству Великому князю Владимиру Александровичу от городецкого старообрядческого общества".
Традиция дарить печатные пряники больших размеров царственным особам имела продолжение. Так в январе 1895 года городчане подарили царю свадебную ковригу по случаю бракосочетания. На прянике был изображен российский герб с надписью по краям: "Их Императорским Величествам Государю Императору Николаю Александровичу и Государыне Императрице от старообрядцев села Городца Нижегородской губернии".
Дарили пряники и менее важным особам. Так, 1898 года два печатных пряника весом более 8 кг каждый получила труппа Нижегородского театра, которая была на гастролях в Городце.
Городецкий пряник – послесловие
Существует масса вопросов, на которые пока нет определенных ответов, но уже есть масштабное представление о характере городецкого пряничного производства.
Неизвестны время и обстоятельства возникновения промысла, но доподлинно известно, что занимались им преимущественно староверы. А это дает возможность предположить, что существует реальная связь этого промысла с историей старообрядчества и миграцией ее адептов из Центральной России на Нижегородское Поволжье.
Несомненно, городецкий пряник, как явление, стал яркой страницей в истории Нижегородского края конца XVIII – начала XX вв.
Для современных исследователей феномена городецкого пряника представляется актуальным изучение его происхождения и оценка развития пряничного промысла, сравнение его с аналогичными производствами в других городах.